Воспитание и обучение собак
Два типа научения

Две научные теории определяют принципы научения всех животных: это классическое обусловливание (по И. Павлову), оперантное научение(обусловливание) - влияние последствий поведения на само поведения (по Э.Торндайку и Б. Скиннеру). Классический условный рефлекс не зависит от того, какое решение принимает индивид - при виде вкусной пищи - выделяется слюна, громкий звук вызывает желание скрыться от него. Два важнейших рефлекса пищевой и ориентировочно-исследовательский (реакция на новизну) определяют наше поведение прежде, чем мы успеем о нем подумать.

Оперантный метод основывается на том, что животные и люди склонны повторять то поведение, последствия которого оказались положительно подкреплены.

Однако, если собака чем-то очень напугана, она будет не в состоянии слышать вас, она может стать «вдруг» агрессивной или убежать «сломя голову» и потеряться, если собака голодна, то она постарается заполучить пищу любым путем, и не важно, что будет происходить рядом. Так работает классический рефлекс. Это важно для понимания, почему собаки бывают непослушными. Одни рефлексы используются в оперантном обучении для закрепления правильного поведения, другие гасятся выработкой противоположного рефлекса- вырабатывая еще более сильную реакцию на приятный или успокаивающий раздражитель.

Десенситизация (Десенсибилизация) и выработка противоположного рефлекса

Десенситизация – понижение чувствительности, снижение нормы эмоционального реагирования за счет предъявления раздражителя или пугающей/возбуждающей среды на таком низком уровне, на котором собака его выдерживает и ведет себя как обычно. Постепенно увеличивают продолжительность, далее интенсивность раздражителя, по мере того, как собака привыкнет к нему. Выработка противоположного рефлекса предполагает не только постепенное привыкание, но и замену отрицательных эмоций, которые испытывает собака на положительные, вырабатывая еще более сильную реакцию на приятный и успокаивающий раздражитель.
Изменение поведения. 8 методов Карен Прайор

Метод 1. Исключение, изолирование.

Что бы остановить поведение – посадите собаку на цепь, в вольер, наденьте намордник. В его основе лежит прекращение поведения субъекта физически лишив его возможность осуществлять. Исключение ничему не учит, нельзя изменить поведение, если оно не осуществляется, но иногда оно может помочь в процессе обучения, пока не разучено правильное поведение.

Метод 2. Наказание.

Если мы сталкиваемся с неправильным поведением, то, как правило, хотим его наказать. Ругаем, шлепаем… не помогло – усиливаем. Наказание, как правило, осуществляется после того, как совершено поведение. У животных никогда не возникает связи между поведением и наказанием после, поэтому наказание не воспитывает. Наказание может привести к тому, что животное станет вас избегать пассивно или к агрессии. Наказание часто совершается как реванш за предоставленные нам неудобства.
Метод 3. Отрицательное подкрепление.

Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить, изменив поведение. Электрические ограды, ошейники, поводок-контролер – все это используется для формирования поведения на отрицательном подкреплении. В отличии от наказания, отрицательное подкрепление происходит во время совершения поведения и может быть СРАЗУ «отключено» изменением поведения. Частое применение отрицательного подкрепления ведет к появлению таких черт, как робость, неуверенность, тревожность. К щенкам, минимум до 6 месяцев, этот метод не применяется, так как психика для этого метода у щенков слишком ранимая, да и гораздо проще научить их чему- либо на положительном подкреплении.

Метод 4. Угашение

Если поведение ни к чему не приводит- ни к плохим, ни к хорошим последствиям, а именно к никаким, то поведение, скорее всего угаснет. Игнорируется не субъект, а только его конкретное поведение. Например, собака, с которой погуляли, позанимались, накормили продолжает выпрашивать ваше внимание хождением по пятам, скулением – не обращайте на нее внимания, через некоторое время она успокоится и ляжет спать. Этот метод бесполезен для искоренения хорошо отработанного самоподкрепляемого поведения, такого как- лай, копание, бегание за хвостом и т.п.
Метод 5. Выработка несовместимого поведения

Обучение субъекта выполнения другого действия, физического несовместимого с нежелательным. Например, если Вы обучите собаку лежать на месте, когда приходят гости, она не сможет на них прыгать, если Вы научите свою собаку любить игру с Вами, и играть при виде другой собак, она перестанет обращать на них внимание. Карэн Прайор назвала этот метод изящным. Овладев этим методом легко изменить любое нежелательное поведение, предварительно задав и ответив себе на вопросы: Что мне не нравится в поведении собаки? Что собака должна делать вместо этого? Чем я могу ее вознаградить из списка того, что она больше любит?

Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом.

Это своего рода уловка. Организм всегда выдает реакцию в ответ на определенный ключевой стимул, а поведение начинает подчиняться стимулу только тогда, когда он есть и начинает угашаться, если этого стимула нет. Если связать поведение с определенным сигналом и подкрепить его, то без сигнала поведение совершаться не будет.

Этапы:
1. Подкрепить нежелательное поведение (например, лай)
2. Собака лает, чтобы получить подкрепление
3. Присваиваем действию собаки сигнал (команда Голос!)
4. Подкрепляем, когда поведение выполняется только по сигналу
5. Перестаем подавать сигнал.

Собаки различают визуальные сигналы, в современных практиках есть такие примеры: Перед уходом хозяина собаке застилается специальный для этих случаев коврик и выдается игрушка для добывания пищи; Или полотенце на ноге хозяина говорит о том, что можно сесть на диван; Или, если в доме есть комната, куда собаке не всегда можно заходить, то, когда на дверь вывешивается, например, черный круг, собаку никогда не пускают, а когда тот же круг белой стороной, то входить можно.
Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения.

Этот метод нужен тогда, когда вам не надо формировать какой-либо навык, а вы просто хотите, чтобы определенное поведение не возникало. Подкрепляется все, кроме нежелательного поведения. Пример: Щенок кусает руки. Замрите и ничего не делайте. Как только он успокоится и посмотрит на Вас, берите игрушку и начинайте игру.

Метод 8. Смена мотивации.

Исчезновение мотивации какого-либо поведения зачастую является самым приятным и эффективным методом. Чтобы менять мотивацию, необходимо точно знать, что она собой представляет, а мы зачастую знаем это очень плохо. Мы очень склонны к поспешным выводам: «Наша собака на это реагировать не будет или ей будет не интересно, собака не поддается дрессировке…». Часто мы даже не осознаем наших собственных побудительных мотивов. Мотивация, состоящая в необходимости приобретения уверенности заложена в природе. Правильно вычленить и определить мотивацию- огромный шаг к изменению поведения. Одним из способов определения мотивации является наблюдение за тем, что же в действительности способствует изменению поведения, а что нет; что было до того, как поведение случилось?

Не забывайте о возможности таких причин, как голод, болезнь, одиночество или страх. Определение основополагающей причины первый шаг к изменению мотивации.

Смена мотивации, систематическое постепенное уменьшение чувствительности к предметам, событиям, объектам и формирование нужных нам ответов - вот путь, который ведет к взаимопониманию и радости.
1. Поведение: Собака подбирает на улице

Метод 1. Исключение.
Наденьте собаке намордник.

Метод 2. Наказание
Бейте собаку каждый раз, когда она нашла на улице что-то интересное.

Метод 3. Отрицательное подкрепление.
Одергивайте собаку поводком каждый раз, как только она начинает нюхать.

Метод 4. Угашение.
Не подходит, так как подбор с земли- самоподкрепляющееся поведение.

Метод 5. Выработка несовместимого поведения.
Научите собаку носить предмет на прогулке в зубах.
Научите собаку ходить рядом.

Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом.
Научите собаку брать пищу с земли только по команде «Можно!».

Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения.
Научите собаку проходить мимо интересующих предметов, награждая ее за это лакомством из рук.

Метод 8. Смена мотивации.
Убедитесь, что собака здорова и имеет полноценное, необходимое и достаточное питание.

Удовлетворите потребность собаки в занятиях, связанных с поиском.
Станьте для нее таким хозяином, общение с которым важнее окружающих предметов.
2. Поведение: Бурная встреча гостей

Метод 1. Исключение.
Уберите собак в другую комнату или закройте в вольере

Метод 2. Наказание.
Кричите на собаку каждый раз, когда она бежит навстречу гостям

Метод 3. Отрицательное подкрепление.
Возьмите собаку на поводок и начинайте движение к гостям, как только собака натягивает поводок – останавливайтесь

Метод 4. Угашение.
Попросите гостей не обращать внимания на собаку.

Метод 5. Выработка несовместимого поведения.
Научите собаку лежать на месте, когда заходят гости.
Научите собаку показывать трюки, когда приходят гости (дать лапу, оборот- поклон)

Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом.
Научите собаку по сигналу подходить к двери, а потом по сигналу отходить, затем увеличьте время ожидания сигнала.

Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения.
Попросите гостей не обращать внимание на собаку, когда она бурно радуется (Метод 4), и похвалить, когда она улеглась.

Метод 8. Смена мотивации.
Перед встречей гостей проследите за тем чтобы собака была нагуляна, накормлена, позанимайтесь с ней в интеллектуальные игры и, поприветствовав, собака спокойно пойдет спать на место.

Принцип «Примака».

На уровне подсознания мы часто используем этот принцип по отношению к другим людям, чаще детям. Чтобы ты пошла на вечеринку – уберись дома или прежде чем ты пойдешь гулять – поешь и т.д. То есть, если ты хочешь что-то, то сначала сделай это. Этот принцип действует и для собак. Ты хочешь поиграть – прекрасно, но сначала сядь и дождись, пока я буду готова начать игру. Ты хочешь лакомство – замечательно, но сначала сядь (или любое другое действие, которое вы решите). Ты хочешь за дверь – отлично, но сначала сядь и дождись, пока я разрешу. Этот принцип получения желаемого за счет выполнения менее желаемого поведения «наращивает мускулатуру» выдержки, и распространяет положительное подкрепление на менее желаемое. Если собака имеет ограниченный выбор «желаний», удовольствий, то выбор очень минимален для такого рода предложений и наоборот, если у собаки был большой опыт положительных эмоций от различных занятий, значит большее количество стимулов мы можем использовать в формировании того или иного поведения. Так как игра всегда наполнена положительными эмоциями и способна удовлетворять разные нужды собак (победа и положительные эмоции, поиск и вознаграждение, охота и вознаграждение и т.д.) – то «разыгрывание» собаки является очень важным подспорьем в обучении. Раны у победителей заживают быстрее, да и вообще они счастливее.
Положительное подкрепление - это событие, совпадающее с каким-то действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. В нем секрет успешного обучения
— Карен Прайор
Вы никогда ничего не сможете подкрепить, если поведение не возникает.

Положительное подкрепление мы используем в жизни всегда, осознаем ли мы это или нет. Даже когда учат команде «Фу!» методом отрицательного подкрепления, собаку хвалят, если ей удалось удержаться от обнюхивания предмета. Положительное подкрепление это не одно и тоже с вкусопоощрительной дрессировкой. Положительным подкреплением может быть все, что любит собака- игра, прогулка, купание, игра с другими собаками, лакомство, похвала, занятие спортом и т.д.

Мы, не задумываясь, положительно подкрепляем прыгание собаки на хозяина при встрече (одергивание рук, крик, визг), хватание за руки (те же реакции), скулеж (нервничаем, начинаем разговаривать, успокаивать и т.п., в любом случае обращаем внимание на собаку), лазание по столам (кормим со стола, допускаем сидеть под столом и ловить крошки и т.п.), убегание собаки ( бежим за ней, кричим) и другие варианты поведения тем, что ведем себя так, как ожидают наши собаки, они получают контакт, реакцию, что, в общем-то, и требуется.
Так что все у нас напутано, «положительное подкрепление» это не метод, термин «оперантное обучение» в трактатах массовых дрессировщиков методом ПП не используется, а только иногда подразумевается…

обучение на выборе поведения обучаемого им самим
Метод оперантное научение¹

Обучаемый, имея выбор поведения, выбирает то, которое поощряется. Животное учится на последствиях своих действий. В результате, при оперантном методе обучения, поведение намеренно контролируемо и является продуктом сознания.

Если собака обучалась всем командам за кусочек лакомства, то что мы поощрили? - пассивность. Собака учится ждать и понимает, что отсутствие действий с ее стороны вызовет кусочек еды. Она научилась, что сидеть и ждать, пока куском покажут, что дальше она должна сделать – самое выгодное поведение. Оперантная собака – участвует в процессе, она экспериментирует и предлагает варианты поведения. Например, упражнение «Мишень-ладонь».

Протягиваем собаке ладонь на небольшом расстоянии от носа:

1) Как только собака посмотрела на нее даем лакомство;
2) Лакомство даем только тогда, когда собака понюхала ладонь;
3) Лакомство даем тогда, когда собака коснулась носом;
4) Называем команду в момент касания носом и даем лакомство;
5) Даем лакомство только тогда, когда по команде собака дотронулась носом.

Оперантная собака активна, заинтересована и имеет большой опыт положительных подкреплений.

¹ Научение – широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособленческих реакций, оно относительно непрерывно, включает в себя изменения, которые происходят в поведении под влиянием получаемого опыта.
Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто
— Б.Скиннер
Депривация (сокращение возможности удовлетворять свои потребности)

“Снижение нормального уровня питания, внимания, общения или чего-либо другого, что субъект любит и в чем нуждается, прежде чем начать процесс обучения — и исключительно с целью сделать подкрепление более действенным, заставив субъекта в нем больше нуждаться — является лишь слабой отговоркой дня плохой дрессировки. Может быть, ею следует пользоваться в лабораторных условиях, но в реальных условиях только хорошее обучение создает высокую мотивацию, и ничего больше." - Карен Прайор.

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ЛЮБОГО ОБУЧЕНИЯ

ВСЕГДА
  1. Начинать обучение новому поведению надо в максимально комфортных условиях- слабый раздражитель, спокойное, привычное место с минимумом отвлечений.
  2. По мере усвоения, увеличиваем силу раздражителя (например: Учим неподбору – сначала предлагаем игнорировать - инородный предмет (нейтральный раздражитель), потом носок хозяина, дальше- печенька не вкусная, потом печенька вкусная- предмет из помойки-лакомство- любимое лакомство или Страх перед другими собаками: собаки далеко, в 20 метрах (или сколько потребуется вашей для сохранения спокойствия), когда собака научилась оставаться спокойной на этом расстоянии, приближаемся к чужим ближе на 1 метр и так далее.
  3. И только потом, пройдя все эти этапы, усложняем окружающую обстановку.
ВСЕГДА Эффективное обучение происходит только тогда, когда субъект готов к работе: ему не хочется спать, есть, в туалет, а хочется активности.

ПРЕЖДЕ, чем начать учить собаку чему-либо, оцените свои и ее знания и умения. На уровне детского сада? Так и не стоит требовать, чтобы завтра она стала мастером спорта. Отрабатывайте один критерий за раз.

Пример, команда «Рядом»:

Шаг 1. Научите собаку играть перед вами в игрушку или кружиться;
Шаг 2. Поощряйте касание ноги маркером и лакомством;
Шаг 3. Поощряем посадку собаки у ноги (без команды, она сама предложит этот вариант);
Шаг 4. Делаем шаг, дожидаемся, пока собака сядет- поощряем, еще шаг. И так 3-5 шагов и предлагаем короткую игру;
Шаг 5. Устанавливаем контакт глаз: Делаем шаг, дожидаемся, пока сядет и посмотрит на вас (это она тоже предложит сама) - поощряем;
Шаг 6. Удлиняем проходы;
Шаг 7. Называем движение командой «Рядом!».

ПЛАНИРУЙТЕ занятия (время, место, обстановку, чем будете заниматься, какой ожидаете результат, если что-то пойдет не так, тогда...)

Пример: Команду «Рядом» сначала отработайте дома, потом выходите на улицу, когда мало раздражителей и опять начинайте с 3 шагов.

ФИКСИРУЙТЕ ИЗМЕНЕНИЯ каждый день в письменном виде, что бы было легче понять, что вы двигаетесь, а не стоите на месте.

НЕ ПЕРЕУТОМЛЯЙТЕ СОБАКУ Занятия должны приносить радость, следите за ее состоянием и вовремя завершайте тренировку на положительной ноте.
Воспитание и перевоспитание это не одно и тоже. Когда мы говорим о перевоспитании, то необходимо: не использовать словесные команды, которые были поняты собакой неправильно, не допускать неправильное поведение, используя метод 1 исключение.

Переучивать гораздо сложнее, чем научить, не только Вам, но и собаке, не требовать от себя и от собаки быстрых перемен, а идти к научению небольшими, но верными шагами, понимая, что и Вы и собака имеете право на ошибки. Как правило, на переучивание/коррекцию уходит 3 месяца. Но что такое 3 месяца, если дальше целая жизнь?!

27 АВГУСТА / 2021 Автор E.В.Смирнова

Комментарии
Контакты
г. Бийск, Алтайский Край
Made on
Tilda