Потребность в жизненном пространстве (рефлекс свободы по И. Павлову). Убегание собаки от хозяина, противление амуниции, фиксации - всё это проявление классического условного рефлекса свободы. У Павлова на его гашение у собаки ушло три месяца, но спустя месяц рефлекс полностью вернулся. В настоящее время принято не гасить рефлекс, так как это бесполезно, а применять оперантное научение - собака сама выбирает свое поведение, но она выбирает то, что нужно дрессировщику.
Ориентировочно - исследовательский рефлекс по И. Павлову, или «Что такое?». При появлении нового раздражителя (звук, вид и т.п.) животное ориентирует свои голову, тело и органы чувств в сторону необычного раздражителя. Вздрагивание, замирание, повышение возбудимости нервной системы- все это классический условный рефлекс на новое. Если раздражитель многократно повторяется и ничего - ни плохого, ни хорошего за этим не происходит, раздражитель теряет новизну и рефлекс на него затормаживается. Это суть протокола «LAT - Посмотри на это».
Потребность самосохранения. Реализации этого инстинкта служат боль и страх. Если собака понимает, что ее жизни и комфорту угрожает опасность, то скорее всего, она будет ее или избегать, или нападать на виновника опасности. Если ваша собака выражает недовольство вашим присутствием, когда ест лакомство, стоит задуматься о том, что она вам не доверяет. Конечно, можно собаке продемонстрировать свою силу, и таким образом поднять уровень своей самооценки. Но есть ещё, как минимум, пару вариантов. 1. Поднять доверие совместными играми и занятиями. 2. Показать собаке, что вы не претендуете на её пищу. Понадобится 2 лакомства. Одно вы даете, через некоторое время- забираете и тут же даете второе. Повторить несколько раз. Лично я предпочитаю 1 вариант. Игр на выдержку с использованием лакомства очень много. Все они воспитывают доверие и превращают сложное в простое.
Потребность в движении. В зависимости от возраста, характера, породы потребность в движении у собак различна.
Зоосоциальные потребности – обеспечивают сосуществование животных с другими, способствуют сохранению не только индивидуума, но и сохранению вида. Зоосоциальные потребности выступают как физиологическая основа полового и родительского поведения, игрового поведения. Социальный контакт осуществляется с помощью звуковой коммуникации: лая, воя, ворчания, рычания, поскуливания и подвывания. Многочисленных сигналов языка тела: хвост- виляет радостно или нервно, или поджат. Голова - на уровне плеч или отвернута, или высоко поднята над плечами. Взгляд- спокойный или пристальный и так далее. Ни одно движение собака не делает просто, все несет в себе информацию для соплеменников. Ольфакторная коммуникация – способ передачи информации продуктами обмена веществ-мочой, фекалиями, выделениями параанальных желез, мечение территории индивидуальными запахами. Потребность проявлять видотипичные поведенческие действия: Игровое покусывание, лай, нюхание, территориальное поведение, охотничье поведение, изваляться в тухлятине- это вполне нормальное поведение собаки.
К. Шеперд в своей работе «Поведенческое развитие, социальное поведение и коммуникация у собак» пишет: «В каком бы возрасте ни была приобретена собака, важнейшим элементом установления взаимно удовлетворяющих отношений должен быть постоянный и эффективный диалог, включающий, с одной стороны, предъявление собаке реалистических требований, а с другой -адекватную интерпретацию владельцем как истинной природы намерений собаки по отношению к людям, так и ее требований к ним. Как бы ни различались наши взгляды на то, что является благом для собак и как нужно заботиться о них, следует признать, что наши отношения с этими животными должны основываться на понимании их коммуникативных сигналов и чем лучше мы будем понимать своих собак, тем эффективнее сможем им помогать.»
Потребность в расходовании избыточной энергии, снятие эмоциональной напряженности и получение функционального удовлетворения собак просто решить с помощью игр, которые создают новые формы поведения и помогают накопить положительный опыт общения и доверия.