Потребности собак. Почему собака бывает кусачей.
Как правило, мы заводим собак, полагая, что собака создана, чтобы жить с человеком, что тысячелетия совместной жизни давно уже подготовили для нас собак, единственной целью жизни которых является служение человеку. Отчасти это так, но за эти тысячелетия потребности собак, как вида ничем не изменились. Незнание этого часто приводит к недопониманию в отношениях человек-собака и неверной интерпретации поведения последней.
Потребности, восприятие окружающего мира, физические возможности собак отличаются от человеческих, у собаки есть свой биоритм и живут они в своем темпе - раньше взрослеют, раньше старятся.
Потребность - это физическая нужда организма в чем-то. Не удовлетворенные потребности нарушают работу всего организма и чаще всего проявляются в болезнях и неадекватной реакции на привычный раздражитель. Потребности собак условно подразделяют на две группы- витальные (биологические) и зоосоциальные.

Витальные потребности направлены на поддержание и сохранение целостности индивидуума. Прежде всего это метаболические потребности - в кислороде, питательных веществах, воде, дефекации и мочеиспускании, в движении. Так, если организм не получает достаточное количество питательных веществ, то собака будет искать их вне кормлений, на улице, возможно и поедание несъедобных предметов, например, штукатурки. Голодная собака, собака со сниженным уровнем глюкозы больше обречена на ошибки во время занятий, чем собака, получившая пищу за 30 минут до них. Подробнее о исследовании: www.infoniac.ru/news/Zavtrak-pomogaet-mozgu-sobak-luchshe-rabotat.html.

Потребность в отдыхе и сне. Активность собак, как и у людей, имеет свой предел. Уставшая и переутомленная собака два совершенно разных состояния. Уставшая собака контролирует себя и свое поведение, переутомленная нет. Доктор Холи Миллер в 2010 году провела ряд экспериментов с собаками. Одной группе собак в течении 10 минут давали команды «Сидеть! Стоять!», выполнение которых требует большого самообладания со стороны собаки, вторая группа в это время находилась в спокойном состоянии. Затем их выводили в помещение, где в клетке находилась высокоактивная собака. Собаки первой группы ближе подходили к клетке и дольше останавливались около нее, собаки второй группы- меньше. Вывод- собаки рискуют и теряют контроль над импульсами, если часть самоконтроля уже исчерпана. Я не раз наблюдала у своих собак наступление переутомления от гостей. Сутки, двое собаки вполне адекватны и радостны, но третьи им даются с трудом- Соля чаще уходит подальше ото всех, много спит, Линда становится раздражительной настолько, что при подходе любого гостя морщит нос и порыкивает. Если у собаки нет места для полноценного отдыха, если не учитывать, что собака может уставать и устает, то резко возрастает вероятность ее неадекватного поведения на любой раздражитель, даже тот, который она с удовольствием переносит в хорошем расположении духа, даже поглаживание (об этом мне шепнула Линда).

Потребность в разнообразии окружающей среды. Изоляция щенков в чувствительный период с 3 по 10 неделю жизни ведет к поведенческим нарушениям на всю жизнь. Отсутствие постоянного потока информации (звуковой, визуальной, обонятельной, вкусовой, тактильной) очень быстро приводит к развитию психических аномалий (зрительные, звуковые галлюцинации) и нарушению вегетативных органов. Чем скуднее знания собаки об окружающем мире, тем тревожнее она будет относиться ко всему новому. И. Павлов в своей работе «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных» отмечал, что уединенное пространство, ограничение свободы и властные действия хозяина главные возбудители сторожевой реакции собак.

Потребность в жизненном пространстве (рефлекс свободы по И. Павлову). Убегание собаки от хозяина, противление амуниции, фиксации - всё это проявление классического условного рефлекса свободы. У Павлова на его гашение у собаки ушло три месяца, но спустя месяц рефлекс полностью вернулся. В настоящее время принято не гасить рефлекс, так как это бесполезно, а применять оперантное научение - собака сама выбирает свое поведение, но она выбирает то, что нужно дрессировщику.

Ориентировочно - исследовательский рефлекс по И. Павлову, или «Что такое?». При появлении нового раздражителя (звук, вид и т.п.) животное ориентирует свои голову, тело и органы чувств в сторону необычного раздражителя. Вздрагивание, замирание, повышение возбудимости нервной системы- все это классический условный рефлекс на новое. Если раздражитель многократно повторяется и ничего - ни плохого, ни хорошего за этим не происходит, раздражитель теряет новизну и рефлекс на него затормаживается. Это суть протокола «LAT - Посмотри на это».

Потребность самосохранения. Реализации этого инстинкта служат боль и страх. Если собака понимает, что ее жизни и комфорту угрожает опасность, то скорее всего, она будет ее или избегать, или нападать на виновника опасности. Если ваша собака выражает недовольство вашим присутствием, когда ест лакомство, стоит задуматься о том, что она вам не доверяет. Конечно, можно собаке продемонстрировать свою силу, и таким образом поднять уровень своей самооценки. Но есть ещё, как минимум, пару вариантов. 1. Поднять доверие совместными играми и занятиями. 2. Показать собаке, что вы не претендуете на её пищу. Понадобится 2 лакомства. Одно вы даете, через некоторое время- забираете и тут же даете второе. Повторить несколько раз. Лично я предпочитаю 1 вариант. Игр на выдержку с использованием лакомства очень много. Все они воспитывают доверие и превращают сложное в простое.

Потребность в движении. В зависимости от возраста, характера, породы потребность в движении у собак различна.

Зоосоциальные потребности – обеспечивают сосуществование животных с другими, способствуют сохранению не только индивидуума, но и сохранению вида. Зоосоциальные потребности выступают как физиологическая основа полового и родительского поведения, игрового поведения. Социальный контакт осуществляется с помощью звуковой коммуникации: лая, воя, ворчания, рычания, поскуливания и подвывания. Многочисленных сигналов языка тела: хвост- виляет радостно или нервно, или поджат. Голова - на уровне плеч или отвернута, или высоко поднята над плечами. Взгляд- спокойный или пристальный и так далее. Ни одно движение собака не делает просто, все несет в себе информацию для соплеменников. Ольфакторная коммуникация – способ передачи информации продуктами обмена веществ-мочой, фекалиями, выделениями параанальных желез, мечение территории индивидуальными запахами. Потребность проявлять видотипичные поведенческие действия: Игровое покусывание, лай, нюхание, территориальное поведение, охотничье поведение, изваляться в тухлятине- это вполне нормальное поведение собаки.

К. Шеперд в своей работе «Поведенческое развитие, социальное поведение и коммуникация у собак» пишет: «В каком бы возрасте ни была приобретена собака, важнейшим элементом установления взаимно удовлетворяющих отношений должен быть постоянный и эффективный диалог, включающий, с одной стороны, предъявление собаке реалистических требований, а с другой -адекватную интерпретацию владельцем как истинной природы намерений собаки по отношению к людям, так и ее требований к ним. Как бы ни различались наши взгляды на то, что является благом для собак и как нужно заботиться о них, следует признать, что наши отношения с этими животными должны основываться на понимании их коммуникативных сигналов и чем лучше мы будем понимать своих собак, тем эффективнее сможем им помогать.»

Потребность в расходовании избыточной энергии, снятие эмоциональной напряженности и получение функционального удовлетворения собак просто решить с помощью игр, которые создают новые формы поведения и помогают накопить положительный опыт общения и доверия.
25 СЕНТЯБРЯ / 2021 Автор E.В.Смирнова

Комментарии
Контакты
г. Бийск, Алтайский Край
Made on
Tilda