3. Занятия- Частое чередование положительных и тормозных рефлексов ведет к общему возбуждению
- Для работы мозга важно разнообразие процессов, а не раздражителей
И.П.Павлов, Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности(поведения) животных.О чем это на практике:Не надо собаку перегружать чередой команд, не надо длительных игр типа «апорт»- все это хорошо и необходимо, но в меру. Дав команду- добейтесь ее выполнения и увеличьте выдержку на этой конкретной команде. Не устраивайте постоянных игр и сеансов внимания по требованию собаки, а выберите для этого время и придерживайтесь его.
Любая активность должна заканчиваться замедлением. Например, в начале прогулки мы часто устраиваем пробежки, затем прогулка, а возвращаясь домой наслаждаемся каждым шагом. Или занятия: Сначала активные игры, затем трюки (+ немного и не всегда, команд +спокойные игры), после этого еда и сон. Чем больше таких повторений, тем быстрее собака привыкает к переходу от активного состояния к спокойному.
У всех животных одна из двух важнейших потребностей- ориентировочная (познавательная). Неудовлетворенность этой потребности лежит в основной массе проблемного поведения собак. В зоопарках зоологи неустанно работают именно над этой проблемой- создать для животного имитацию настоящей жизни (даже для рыб!), иначе возникает угасание всех жизненных процессов (видеоматериал на ютубе АРХЭ Андрей Тупикин «Благополучие животных в неволе»).
Удовлетворение ориентировочных потребностей является косвенным условием сохранения внутреннего равновесия индивида. Эти потребности связаны с определенной особенностью каждого живого организма и основаны на том, что сохранение внешнего равновесия, то есть правильное реагирование на изменения среды, возможно для него только при условии понимания ценности, которую представляют для него отдельные элементы этой среды. Иначе говоря, сохранение внешнего равновесия обусловлено правильным отражением ситуации, которое в свою очередь является, существенным элементом ориентирования в окружающей среде (Левицкий, 1959, стр. 8). Руководствуясь определенными, предварительно изученными показателями ценности таких раздражителей, как звук, запах, цвет, форма, движение, или благодаря врожденной ориентировке по отношению к ним все живые организмы выбирают такие формы поведения, которые позволяют им достичь полезной цели и избежать вредных воздействий (контроль над ситуацией), и таким образом обеспечивают себе возможно лучшие условия сохранения внутреннего равновесия в самом широком смысле слова.
Мне кажется, понятно, что новая игрушка и прогулка на поводке по одному и тому же маршруту, десяток давно выученных команд никак не могут удовлетворить потребности активной собаки. В настоящее время существует огромный выбор занятий для хозяина с собакой, нагружающих не только тело, но и голову. Это шейпинг и фришейпинг, «Делай как я», трюки из фристайла с собаками, занятия на поиск. Все эти игры сближают и обогащают жизнь и владельца и собаки, и просто необходимы холерикам для выплеска своей энергии в здоровых занятиях и снятия концентрации со своего навязчивого состояния.
Вторая часть ориентировочной потребности - это контроль над окружающим пространством, который следует понимать с той точки зрения, что определенное действие собаки вызывает предсказуемую реакцию внешнего мира.
Я думаю, что сверхактивные собаки, такие, как Дора и Линда по-разному проявляя свое навязчивое поведение (У Доры скулеж и хождение «по пятам», у Линды закладывание в глаза и хождение «по пятам»), пытаются постоянно контролировать окружающую ситуацию, чем не дают покоя ни себе, ни окружающим. Поэтому кроме обеспечения стабильного режима и научению торможения, нам надо ввести ещё - абсолютное игнорирование поведения навязчивости, что бы не делала собака- выла, лаяла, скулила, трогала лапой или заглядывала в глаза - реакция должна быть нулевая. Если мы будем раздражаться, ругаться, обращать внимание и успокаивать- то мы проиграли. Можно завести журнал и каждый раз, когда Вы смогли взять себя в руки и спокойно переждать наплыв такой активности собаки – поставьте плюс 100 баллов, а если не сдержались, вычтите 1000. Поиграем? Каждый раз, когда от меня ждут определенного поведения, я меняю свои планы. Так, если я пошла в коридор - это не значит, что мы идем гулять, если я подошла к двери, если завела машину, если взяла одежду. Это требует времени, но в дальнейшем окупается спокойствием.
С другой стороны, потребность в контроле есть у любого живого существа, поэтому, что мы сможем предложить? Как минимум - самой принимать решение, к кому подходить, а к кому нет, с кем играть, а с кем нет, возможность прогулки без поводка, зайти или выйти из дома (для частных домов). Я даю собакам выбирать с какой игрушкой на удочке она хочет играть, интересно, но две собаки выбирают разные игрушки, а третьей все равно, может пока что молодая. Это в быту. А если вместо дрессуры использовать оперантное научение (создание ситуаций, где собаке придётся думать и находить решение), то потребность контроля будет удовлетворена полностью (см. статью воспитание собак и не только).
Наши собаки как правило, хотят контролировать хозяев (так жизнь становится предсказуемой) и, зачастую, у них это получается лучше, чем у нас, они более наблюдательны и замечательно делают выводы.
И ещё о форме занятий с очень активными собаками. И.П.Павлов установил факт, что ушной анализатор собак различает тончайшие тембры, мелкие части тонов и не только различает, но и прочно удерживает это различие. Понятно, что человеческий голос меняется в зависимости от состояния человека. Поэтому, для дрессировки собак, особенно склонным к различным возбуждениям и отвлечениям, лучше пользоваться кликером*.
*
Кликер - устройство, издающее звук щелчка при нажатии на кнопку