Счастье съесть или заработать
Еще раз о потребностях собак.

Я помню свой третий класс. Одна девочка в классе болела сердечным ревматизмом, болезнь не поддавалась лечению и ее перевели на домашнее обучение. Помню ее слова: Если бы я могла жить дальше, я попросила бы у мамы купить вязальную машинку и вязать, делать что-нибудь полезное для людей. Для большинства людей удовольствие и радость зависят от того, есть ли любимые увлечения, окружают ли нас люди, разделяющие их. Желание и возможность делится опытом, поддерживать друг-друга, радоваться результату после долгого и не всегда легкого пути, радость за близкого - сосуды, по которым течет жизнь.
Похожи ли в этом собаки на нас? Однозначно да. В своей статье «Собаки и люди наши сходства и различия» я уже говорила о том, что семь базовых эмоциональных систем, которые изучил и описал Яак Панксепп, функциональны у всех млекопитающих. Система поиск/желание и система игры/социальной вовлеченности имеют прямое отношение к благополучию. В одном из опытов Я.Панксеппа крысы работали за продовольственные награды, и они всегда останавливались, когда насыщались. В эксперименте, где крысы, нажимая на рычаг получали мотивирующий толчок для исследования своего мира, а вместе с ним и сахар, они не останавливались. Поведение животных похожее на поиск пищи оказалось важнее насыщения.

Жизнь животных состоит из постоянного решения задач - поиск пищи, полового партнера, строительство гнезда, воспитания потомства, груминга, контакта с разнообразным окружающим миром. Движение лишь способствует решению задач. Поэтому собаки нуждаются в умственной работе гораздо больше, чем нам может казаться.

Заниматься каким-либо видом деятельности, который приносит выгоду (результат) это потребность любого живого организма. Так происходит развитие, из этого состоит жизнь.

Когда мы заводим собаку, то часто думаем о том, что если она зависит от нас, то мы должны дать ей все лучшее - любовь, пищу и прогулки. Она не должна ни в чем нуждаться - ведь мы ее любим! Вот только лишившись права выбора, права осуществлять действие, которое приносит результат у собак наступает фрустрация - ситуация, травмирующая психическое состояние. Когда желания не соответствуют возможностям, когда потребности не удовлетворены животное страдает. Заведующий отделом энтомологии Московского зоопарка Андрей Тупикин в своей лекции Благополучие животных в неволе (АРХЭ 2017) говорит о том, что кроме физического благополучия животным необходима возможность познавать новое, учиться, играть. Животным в неволе, в том числе кошкам и собакам, надо не упрощать жизнь, а усложнять, чтобы поддерживать к ней интерес.

Накопившаяся неудовлетворенность, отсутствие возможности решать задачи и получать новую информацию в нужном количестве может вести не только к компульсивному (навязчивому) и деструктивному поведению, фобиям, выученной беспомощности, но и к агрессии.

Достаточно ли мы даем своим собакам новизны, физической нагрузки и автономии? Все зависит от конкретной особи, возраста, породной предрасположенности.

Занятия спортом, танцами, вейтпуллингом, док-дайвингом, пастьба, курсинг, амбарная охота, охрана все это прекрасные занятия для собак. Но не всегда есть условия и возможность для их осуществления. Не всем собакам это и надо. 10-15 минут, 2-3 раза в день решения задачек существенно улучшат ее самочувствие и настроение.

Я предлагаю три направления легких, интересных занятий.

Задачки для собачки:

Не зависимо от породы, работа носом на поиск- это умственная стимуляция (10 игр я предложила в прошлой статье).

Упражнения на ловкость - трюки из фристайла с собаками (разучите легкие трюки- «Поклон», «Восьмерка», «Зайка» «Змейка», это не только весело, но и полезно для суставов и спины).

Сидите в кресле, пусть поработает собака - это шейпинг.

Пример занятия шейпингом. Учим собаку щелкать выключателем. Собака должна знать, что маркер «Да» или щелчок кликера указывает на то, что в данный момент (не раньше и не позже) она совершает действие, которое поощряется.

Собака стоит/сидит в 20-30 см от выключателя. Вы стоите/сидите сбоку, с лакомством. Собака посмотрит на вас, попробует дотянуться до лакомства, в недоумении, что Вы от нее хотите, начнет движение головой. Как только повернет голову в сторону выключателя, именно в этот момент, говорим - «Да», или щелкаем кликером и даем лакомство. Как только собака постоянно нацеливается на выключатель, дожидаемся, пока она не ткнется носом в выключатель, маркируем поведение и поощряем. В какой-то момент, клавиша сработает, маркер - лакомство и с энтузиазмом похвалите. Занятие окончено. Вернитесь к нему завтра. Придумайте задания для следующих занятий: посмотреть, отвернуться, дотронуться, открыть, закрыть, зайти в коробку, список наших желаний может быть бесконечным. Главное вовремя давать сигнал - маркер, да и угощение может сыграть не последнюю роль.

Может ваша собака сможет ходить с вами в магазин и помогать приносить продукты, носить воду в рюкзачке на прогулку или зонт, приносить тапочки или полотенце, она будет рада всему, чему научите, она будет рада быть полезной, только подскажите, как.

6 ОКТЯБРЯ / 2021 Автор E.В.Смирнова

Комментарии
Контакты
г. Бийск, Алтайский Край
Made on
Tilda